Контакты г. Санкт-Петербург,
ул. Лужская, д. 10
Муниципальный совет +7 (812) 531-38-58 mo21kostina@mail.ru
Местная администрация +7 (812) 531-38-58 okrug21@mail.ru
Орган опеки и попечительства +7 (812) 532-35-62 okrug21@mail.ru

18 июля Государственному пожарному надзору МЧС России исполняется 95 лет

19 июля 2022 Государственный пожарный надзор МЧС России – система предупреждения и профилактики пожаров в России, реализующая эффективные меры по защите населения и материальных ценностей от огня. В этом году службе исполняется 95 лет.

Пожары на Руси издревле были стихийным бедствием и нередко принимали катастрофические масштабы. Ошибки строительства и несоблюдение элементарных противопожарных правил нередко заканчивалась уничтожением целых городов. Дабы не допустить подобных трагедий правители различными способами старались уберечь свои владения от уничтожения огнем. Однако все принимаемые меры и решения носили случайный характер и были непоследовательными. И вплоть до начала 20-го века единой государственной структуры, нацеленной в первую очередь на недопущение пожаров за счет мер профилактического характера, не существовало.

После революции 1917 года вопросы пожарной безопасности приобрели государственное значение.

18 июля 1927 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом народных комиссаров было утверждено «Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР».

Журнал «Пожарное дело» отмечал: «18 июля 1927 года для пожарного дела является историческим днем, положившим твердое правовое основание важнейшему сейчас в стране делу создания пожарной безопасности всего нашего народного хозяйства».

Это событие стало одним из поворотных в истории развития пожарной охраны: документом на законодательном уровне были закреплены функции органов государственного пожарного надзора, важнейшими из которых, на тот момент, являлись разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением; руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также консолидация их работы.

Так с образованием Госпожнадзора началось проведение планомерных профилактических мероприятий. С этого момента началась реализация планомерных профилактических мероприятий. В первую очередь на всех промышленных предприятиях страны стали проводиться пожарно-технические обследования, а вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды.

В цехах, на предприятиях, в жилом секторе стали создаваться специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними, вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды, и в Ленинграде был образован факультет инженеров противопожарной обороны, который начал готовить первых пожарных специалистов. Также на органы ГПН была возложена обязанность производства дознания по делам о пожарах и нарушениям требований пожарной безопасности.

Это первый документ, послуживший началом развития уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашего государства.

Последующее десятилетие государственный пожарный надзор продолжал вести работу по совершенствованию деятельности и повышению пожарной безопасности объектов и территорий, совершенствовалась законодательная база.

С первых дней войны пожарная охрана СССР была переведена на особый режим работы. Понимая, что, одним из разрушительных факторов войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности. Проводится колоссальная пожарно-профилактическая работа. Во всех крупных городах очищаются от сгораемых материалов чердаки жилых, общественных, производственных зданий; ненужные деревянные постройки, ветхие строения, заборы разбираются и сносятся. К примеру, в Ленинграде не осталось ни одного дома, двора, где не была бы проведена пожарно-профилактическая работа. Там же работники государственного пожарного надзора, понимая сложность ситуации, привлекли к проблеме огнезащиты строительных конструкций ведущих ученых Ленинграда. Были рассмотрены различные средства: силикаты, железный сурик, фосфаты, и за короткий срок были обработаны 90% чердачных помещений и сгораемых строений.

Немаловажная роль принадлежит органам ГПН и в мирном послевоенном строительстве. Для решения принципиально новых проблем, связанных с предупреждением пожаров и взрывов на химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и других предприятиях, привлекаются научные работники. Развитие науки и техники, расширение производства обусловили необходимость разработки новых нормативных документов, организационной перестройки работы пожарной охраны, повышения квалификации специалистов данного профиля.

Работа органов ГПН по предупреждению пожаров приобретает особо важное значение в условиях научно-технического прогресса, развития газо-нефтедобывающей, химической, нефтехимической промышленности, широкой автоматизации промышленного и сельскохозяйственного производства. Ряд сложных проблем встает в связи со строительством зданий повышенной этажности, крупных животноводческих комплексов, уникальных объектов промышленности и энергетики, общественных зданий, успешная защита которых от пожаров возможна при условии использования новейших достижений науки и техники. По-прежнему актуальным остается вопрос обеспечения пожарной безопасности гостиниц, культурно-зрелищных учреждений, универмагов, крупных спортивных сооружений, больниц, детских учреждений, школ и других мест массового пребывания людей.

С самого начала становления государственного пожарного надзора нормативно-техническая работа стала неотъемлемой его частью. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества. В 1974-1979 годах были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах промышленности, а также по совершенствованию работы государственного пожарного надзора.

На рубеже исторических эпох начала 90-х годов изменения претерпевает и пожарный надзор. 21 декабря 1994 года президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Этим законом впервые был установлен лицензионный порядок осуществления деятельности в области пожарной безопасности, а также введена сертификация продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности.

Государственный пожарный надзор Санкт-Петербурга стал своеобразным первопроходцем в организации лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности, методология и практические наработки Санкт-Петербургского гарнизона явились основой развития этих направлений деятельности на территории Российской Федерации в целом. Усилиями руководителей, возглавлявших в этот период ГПС и нормативно-техническое подразделение, а также при активном участии руководителей и сотрудников всех заинтересованных подразделений, была создана система нормативных документов по пожарной безопасности, содержащая наряду с противопожарными требованиями норм в области строительства более 130 норм пожарной безопасности и, разрабатываемая на общей методической и научно-технической основе, открытая для последующего развития и являющаяся одним из средств регулирования уровнем пожарной безопасности объектов защиты на стадиях проектирования и строительства. Кроме этого, система норм пожарной безопасности дала возможность развития других важных направлений деятельности ГПН (сертификация в области пожарной безопасности; испытательная база научных и учебных заведений, территориальных органов ГПС; территориальные нормы и правила пожарной безопасности и т.п.). Плодотворная работа Главка и ВНИИПО позволила значительно увеличить и улучшить нормативную базу на проектирование зданий и сооружений.

В новейшую эпоху, в декабре 2006 года, коллегией МЧС России утверждена Концепция создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предпосылками которой явились необходимость снижения избыточного административного давления, оказываемого на предприятия и граждан при осуществлении мероприятий по контролю, унификация и повышение эффективности системы государственного мониторинга и контроля параметров безопасности территорий, организаций и населения, а также оптимизация численности состава надзорных органов МЧС России. Указанной Концепцией впервые были закреплены основы осуществления должностными лицами государственного пожарного надзора надзорных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Дальнейшее развитие философии безопасности в нашей стране позволило органам ГПН МЧС России одними из первых в стране полностью перейти на риск-ориентированный подход, присвоив каждому объекту индивидуальную категорию риска, от которой зависит периодичность проверок. А курс на цифровизацию проводимой работы в ближайшем будущем позволит перенести контрольно-надзорные функции в цифровую среду, повысить прозрачность деятельности инспекторского состава и освободит его от излишней бумажной отчетности. Сейчас МЧС России является одним из лидеров сокращения своей контрольно-надзорной деятельности, при этом качество работы Министерства лишь улучшается.

Проводимая органами ГПН работа приносит свои плоды: за последние годы уровень противопожарной защиты объектов и населения значительно вырос. Об этом, в первую очередь, свидетельствуют показатели статистики и устойчивая динамика снижения роста их числа.

В этой связи нельзя не отметить тесного взаимодействия государственного пожарного надзора с Всероссийским добровольным пожарным обществом. Многие десятилетия эти службы идут рука об руку в деле предупреждения пожаров и повышения противопожарной грамотности населения. Начинания пожарных добровольцев прошлого и наработанный годами опыт востребованы и сегодня.

Государственный пожарный надзор МЧС России на современном этапе представляет собой мощную и результативную систему, направленную на предупреждение и профилактику пожаров, а также реализацию эффективных мер защиты населения, объектов защиты и материальных ценностей от огня. Ежедневная работа, проводимая органами ГПН, позволила добиться значительных результатов в области профилактики и предупреждения возгораний, существенно снизив количество пожаров, жертв и объем материальных потерь.

И не случайно в девизе МЧС России: предупреждение, спасение, помощь! - слово предупреждение стоит  на первом месте.

 

Полезные ссылки