Контакты г. Санкт-Петербург,
ул. Лужская, д. 10
Муниципальный совет +7 (812) 531-38-58 mo21kostina@mail.ru
Местная администрация +7 (812) 531-38-58 okrug21@mail.ru
Орган опеки и попечительства +7 (812) 532-35-62 okrug21@mail.ru

Профилактика межэтнических конфликтов

18.05.2023

Межэтнический конфликт представляет собой разновидность социального конфликта, одну из форм проявления противоречия в сфере межэтнических отношений. Источником межэтнической напряженности служит национализм — идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта, обусловленного национальными интересами субъектов в экономической, политической, духовной и других сферах развития общества.

Проблема межэтнических конфликтов — наиболее обсуждаемая тема, непосредственно связанная с межнациональными отношениями. Этот факт объясняется ее растущей актуальностью, а также тем, что именно эта область общественных отношений постоянно нуждается в грамотном правовом и управленческом регулировании. Создание полноценных структур общества на местном и региональном уровнях создает предпосылки для поддержания правопорядка, эффективного функционирования местного самоуправления, реабилитации молодежи, попавшей в зависимость. Суть межнациональной культуры общения — понимать специфику других национальностей и в соответствии с ней управлять своим поведением. Попытаемся рассмотреть общие положения о межнациональных конфликтах. Межнациональные конфликты всегда являются непосредственным результатом нарушения баланса внутренних факторов-составляющих наций (этносов), а не разладом в отношениях между ними. Существует несколько видов межнациональных конфликтов: — По особенностям противостоящих сторон выделяют конфликты между этническими группами и государством (военные столкновения в Республике Чечня) и между этническими группами (между армянами и дагестанцами в Ростовской области, например). — По возможным последствиям конфликты делятся на социальноэкономические (основываются на различии таких показателей как уровень жизни, экономический потенциал и так далее), этно-территориальные (как правило, имеют глубокие исторические корни межэтнического противостояния) и этно-демографические (связаны с растворением этнического меньшинства в преобладающем этносе). — По форме проявления межнациональные конфликты бывают насильственные и ненасильственные. Для Российской Федерации характерны все из перечисленных видов этнических конфликтов, что еще раз подчеркивает необходимость принятия активных мер по их предупреждению и урегулированию как на правовом, так и на управленческом уровне. Говоря о правовой базе регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации, в первую очередь следует отметить общие принципы, закрепленные в Конституции РФ. Принцип равенства прав всех лиц, вне зависимости от их национальной или расовой принадлежности, закрепленный в части 2 статьи 19 Конституции , запрет на совершение каких-либо действий, направленных на разжигание национальной или религиозной розни, представлен в части 5 статьи 13 и части 2 статьи 29 этого акта. Положения статьи 26 Конституции РФ в свою очередь закрепляют право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, но при этом также содержит и запрет на принуждение к такому определению или указанию. Важным также является указание на то, что регулирование и защита прав национальных меньшинств (как одна из наиболее проблемных областей в рамках межэтнических отношений) является предметом ведения Российской Федерации (хотя защита также может осуществляться и совместно с субъектами РФ). Указанное положение недвусмысленно подтверждает приоритет государства в разрешении проблемных национальных вопросов. Стоит отметить, что большинство законов федерального уровня, так или иначе связанных со сферой межэтнических отношений, направлены либо на поддержку национальных меньшинств (например, Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"), либо на противодействие национализму и экстремизму (например, ФЗ от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремисткой деятельности"). Также важным является поручение Президента РФ Правительству РФ "разработки комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов". Особое значение среди таких мер имеет создание механизмов системного мониторинга состояния межнациональных отношений. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 утверждена Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Профилактика конфликта — деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Понимание культуры и традиций другой национальной группы — источник конструктивного межнационального сотрудничества. Необходимо воспитание молодых людей в духе уважения, солидарности народов Российской Федерации.